Главная Новости

А могли бы и дровами коптить

0

Для большинства моряков, служивших на «Адмирале Кузнецове», Мазут — вещь из легенд. Сверхплотное, смолисто–черное вещество, которое питает корабль, известно тем, что оно довольно ядовито, липко и его нелегко достать из одежды. Но почему советский флот продолжал снабжать свои корабли Мазутом? Каковы преимущества и недостатки этого топлива? Почему именно «Кузнецов» такой дымный?

Не все русские корабли ходят на Мазуте. Из всех крупных кораблей, которые в настоящее время эксплуатируются ВМФ России, на Мазуте курсируют только эсминцы «Современный» и авианосец «Адмирал Кузнецов». Учитывая широкую известность «Адмирала Кузнецова» на мировой арене — единственного в России авианосца — естественно, возникло любопытство относительно того, на чем он работает и почему он производит так много дыма.

Мазут — тяжелое нефтехимическое топливо. Хотя в большинстве источников говорится, что его берут с самого дна дистилляционной пачки, это неточно, так как «мазут» — это общий термин для очень тяжелых нефтепродуктов, в том числе и тех, которые могут образовываться из смешивания более тяжелых масел с некоторыми немного более легкими.

На Западе Мазут попадает в классификацию «Бункер В» и «Бункер С», хотя стандарт ISO 8217 заменил эти категории. По стандарту ISO 8217 Мазут можно классифицировать как RMG или RMK топливо.

Эти густые, тяжелые виды топлива были в целом стандартом как для военных, так и для коммерческих судов вплоть до 1960–х и 1970–х годов. Их густая природа дала им очень высокое отношение объема к энергии по сравнению с более легкими дистиллятами. Но чтобы их сжечь, их часто приходилось предварительно нагревать и герметизировать в сложной серии котлов и труб.

Сжигание этих видов топлива также может привести к образованию большого количества серы, поскольку такие тяжелые минералы имеют тенденцию оседать на дне дистилляционной колонны. В результате эти виды топлива могут быть дорогостоящими в странах с более высокими экологическими стандартами, так как их необходимо перегонять из нефти с низким начальным содержанием серы или удалять химическим способом.

По этим причинам западные военно–морские силы начали переход на двигатели газовых турбин в 1960–х и 1970–х годах. Газовые турбины используют природный газ и дистиллятное топливо, а не тяжелое бункерное топливо. В настоящее время все корабли Военно–морского флота США используют газовые турбины для приведения в движение, кроме тех, которые приводятся в действие ядерной энергетикой или классом Freedom, который использует систему электрического привода.

Однако советский флот, казалось бы, колебался, чтобы сделать такой полный переход на газовые турбины. В то время как крейсеры класса «Слава», заложенные в 1970–х годах, использовали газовые турбины, эсминцы класса «Современный», заложенные в ту же эпоху, все еще были сконструированы с двигательной установкой «Мазут», как сообщается, из–за неспособности советской промышленности производить достаточное количество турбин в то время. Более поздние эсминцы класса «Удалой» продолжили тенденцию использования газовых турбин.

Большой вопрос, почему «Адмирал Кузнецов» продолжал использовать Мазут. Атомная энергетика была вариантом, так как проектируемые примерно в то же время крейсеры класса Кирова использовали атомные электростанции — притом, что планировалось использовать атомную энергетику на более поздних ульяновских авианосцах класса Ульяновск. Одна из возможных причин состояла в том, что этот класс частично основывался на форме и компоновке корпуса более ранних киевских носителей, курсировавших на Мазуте.

Хотя Мазут определенно не был оптимальным выбором топлива для «Адмирала Кузнецова», его длительный и трудный процесс строительства только усугубил проблемы. В одной из российских новостей «Кузнецов» описывается как «слабое сердце» из–за плохих стандартов судостроения, когда оно строилось в 1990–х годах на Николаевском Черноморском судостроительном заводе в Николаеве.

Кроме того, по словам адмирала Валентина Селиванова, «с самого начала в его котлах были установлены некачественные трубы». Тот же адмирал затем рассказал о морских испытаниях «Кузнецова» в 1990–х годах. Из–за проблем с трубами не все котлы могли постоянно работать на полную мощность, и они часто ломались. Иногда корабль сводился к работе на одном котле, что давало ему скорость около 4 узлов. Эти же проблемы с надежностью привели к тому, что российский военно–морской флот направил буксиры для сопровождения «Кузнецова» во время его похода к сирийскому побережью в 2016 году.

Эти инженерные трудности даются и как потенциальная причина суперкурящей природы «Кузнецова». Вице–адмирал Петр Святашов пояснил, что из–за неправильной калибровки механизмов предварительного нагрева или впрыска Мазут, впрыскиваемый в камеру сгорания, возможно, не успел бы полностью сгореть, то есть частично сгоревшие продукты вызывают появление черного дыма.

Это подтверждают некоторые другие аналитики, которые говорят, что цвет выхлопных газов можно широко классифицировать на три цвета: серый для масла, белый для воды и черный для топлива. Некоторые блоги углубленно анализируют потенциальные механические проблемы, которые могут вызвать черный дым, хотя и на кораблях класса «Современный», которые пострадали от собственных приступов черного дыма.

Однако некоторые российские военные эксперты пытались полностью преуменьшить проблему. Адмирал Иван Васильев сказал в шоу «Царград», что черный дым был преднамеренным шагом, чтобы показать англичанам, что «Адмирал Кузнецов» был там, согласно «традиции моряка».
—-
https://nationalinterest.org/blog/reboot/russias-aircraft-carrier-smokey-mess-heres-why-163606

Exit mobile version