Банк России готовится пойти на самое резкое за 5 лет смягчение денежно-кредитной политики, чтобы дешевыми деньгами залить пожар в падающей экономике и залатать федеральный бюджет.
На заседании в пятницу, 19 июня, ключевая ставка центробанка, регулирующая стоимость кредитов в экономике и доходность вложений в рубли, впервые с 2015 года будет снижена сразу на 1 процентный пункт — до 4,5% годовых. Такой прогноз дали 19 из 31 экономиста, опрошенных Reuters, а также большинство аналитиков, принявших участие в опросе Bloomberg.
Условия для агрессивного смягчения созрели, указывает аналитик Nordea Григорий Жирнов: инфляция, согласно Росстату, держится существенно ниже цели ЦБ (3% по итогам мая), тогда как экономика стремительно падает — в апреле на 12% просел ВВП, на 23% рухнули розничные продажи, а в мае ускорился промышленный спад (-9,6%).
Возвращение внутреннего спроса к докризисным уровням может занять как минимум 2 года, и чтобы восстановить деловую активность, нужна мягкая денежная политика, говорит Жирнов.
ЦБ вынужден учитывать и то, что в дешевых деньгах остро нуждается бюджет, указывает экономист Райффайзенбанка Станислав Мурашов: в мае нефтегазовые доходы казны рухнули на 70%, а общие — на 43%. Чтобы покрыть дефицит, Минфин с начала года занял на рынке 715 млрд рублей и намерен привлечь еще 1,5 триллиона, рассчитывая платить как можно меньшую процентную ставку.
Но в жертву придется принести рубль. «Завтрашнее и дальнейшее смягчение монетарной политики ЦБ может сильно ударить по carry-trade и спровоцировать отток средств из российских государственных облигаций», — отмечает президент ИГ «Московские партнеры» Евгений Коган.
«Во-первых, снизится доходность рублевого долга. Во-вторых, его привлекательность может упасть, поскольку спрэд между ставкой ЦБ РФ и ставкой ФРС сужается. Соответственно, возрастают транзакционные издержки», — поясняет он.
Угрозу для рубля и рынка ОФЗ представляет даже не столько снижение ставки, сколько то, что ЦБ подходит к пределу, когда дальше снижать ее будет невозможно. Пока ставка падает, с ней снижаются доходности госбумаг, а цены — соответственно — растут. Это позволяет нерезидентам зарабатывать на повышении котировок.
Когда же «музыка» перестанет играть, инвесторы могут засобираться на выход. «Если появятся указания на паузу или вероятность завершения цикла смягчения, то это может снизить стимулы для входа в рынок ОФЗ, что снизит поддержку для рубля, который оставался исключительно крепким в последний месяц», — говорит главный экономист ИК «Ренессанс капитал» по России и СНГ Софья Донец.
Эльвира Набиуллина годами придерживалась жесткой политики, удерживая ключевую ставку на несколько процентных пунктов выше инфляции, и постепенно снижала ее, подогревая ралли на рынке госдолга. Но теперь ЦБ, по всей видимости, «дожали», говорит руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев.
К концу года ставка может опуститься до 4,25%, прогнозирует Жирнов. «В дальнейшем можем ожидать и снижение к 3,5%», — считает Коган.
Вслед за ставкой ЦБ вниз покатится доходность рублевых вкладов. На конец мая в топ-9 банков она уже опустилась до исторического минимума — 4,95% годовых (медианное значение). Это лишь чуть выше инфляции, которую ЦБ прогнозирует на конец года, — 4,2-4,7%.
Иными словами, хранение средств в банковской системе едва покрывает обесценение рубля. «К концу года с большой вероятностью депозитные ставки могут оказаться ниже инфляции», — говорит Разуваев. Это ударит по рублю как средству сбережения.
«То есть проблемы экономики будут решаться за счет граждан, доверяющих свои деньги банкам, — констатирует Разуваев. — Лоббизм заемщиков победил. Интересы предприятий и одной части населения оказались старше интересов другой».
—
https://www.finanz.ru/novosti/valyuty/cb-pozhertvuet-rublem-chtoby-vyvesti-iz-komy-ekonomiku-1029323518