Главная Новости

Пиздец экономики РФ в цифрах

1

В предыдущем посте я постарался доступным для среднего обывателя языком объяснить, почему население обречено беднеть (терять благосостояние), если экономика растет, но медленнее, чем на 3% в год. Даже в том случае, если вам не грозит безработица и вы поднимаетесь по карьерной лестнице. Даже если допустить, что в России нет коррупции, увеличивающей стоимость жизни, и чудовищного имущественного расслоения, в результате чего фактически единственным бенефициаром национальной экономики становится верхние 10% населения. Но в реальности все это есть – и безработица, и коррупция, и неравенство. А тут еще и коронавирусный психоз случился со всеми вытекающими. Потому никаким ростом экономики в РФ даже не пахнет. Она падает стремительным домкратом, и это в корне усугубляет ситуацию как для социального дна, так и для элит.

Недавно я высказал свои соображения о приближающемся конце нефтегазовго паханата. С тех пор прошло два месяца, и кому-то кажется, что я сгусти краски, Рассиюшку опять пронесло: рубль укрепляется, цены на нефть отросли практически до того уровня, с которого они рухнули аж до минусовых отметок после объявления Путиным нефтяной войны саудитам. Нет, ребята, ничего принципиально не изменилось. Просто у тех, кто привык воспринимать реальность фрагментарно, возникла иллюзия, что скоро все опять будет хорошо. Это как в анекдоте: командир воздушного судна говорит: «Уважаемые пассажиры, у меня для вас три сообщения. Первое: всем наливаем шампанское и коньяк бесплатно. Второе: желающим стюардессы сделают минет». Пассажиры взревели от восторга, начали энергично аплодировать, и никто не услышал третье сообщение, что системы управления авиалайнером отказали и это будут последние минет и шампанское в их жизни.

Так что что да, можете бурно восторгаться по поводу того, что баррель быстро отыграл взад. Это хорошая новость для экономики РФ, сидящей на нефтяной игле. Плохая новость заключается в том, что рост котировок ей поможет так же, как бесплатное шампанское пассажирам падающего самолета. Смею напомнить, что скоротечная нефтяная война с саудитами закончилась полным разгромом кремлевских сеченегов и Кремль вынужден был подписать капитуляцию на условиях Эр-Рияда. В результате РФ потеряет примерно 50% экспорта нефти на время действия соглашения ОПЕК+ (вопрос, насколько длительным будет этот период, остается открытым). Для сравнения: у Саудовской Аравии выпадающие объемы экспорта нефти – 25-27%.

Столь неравноценное распределение бремени секвестра добычи объясняется тем, что Москве пришлось сокращать реальное производство нефти. Это будет иметь для отрасли тяжелые технологические последствия (см. объяснение по приведенной выше ссылке), а ближневосточные «партнеры» Кремля сократили добычу лишь фиктивно относительно столь же фиктивно возросших в марте-апреле объемов добычи. На самом деле добычу Saudi Aramco не наращивала, а просто увеличила экспорт из своих хранилищ, изрядно подразгрузив их в ожидании длительного периода падения мирового спроса на углеводороды. Принц Сальман развел Вовку, как лоха. Впрочем, слово «как» тут явно лишнее.

Вторая неприятная новость заключается в том, что кремлевские многоходовочники проиграли пока только ценовую войну, а война за рынки сбыта продолжается. Проще говоря, саудовские нефтяники выдавливают русских из Европы предлагая покупателю шикарный дисконт и предоставляя отсрочку по платежам на три месяца. Более того, арабы, к которым в Кремле привыкли относиться снисходительно, как к дикарям, вчера с пальмы слезшим, отставая в общем культурном развитии, кое в чем смыслят очень хорошо, а именно в торговле. Натиск саудитов на европейский рынок носит характер не ситуационного наскока, а стратегического наступления. Они целенаправленно наращивают инвестиции в европейскую нефтепереработку. Получая доступ к управлению НПЗ, они добиваются переориентирования их, в том числе и демпингом, на ближневосточную нефть (техпроцесс настроен на определенный сорт сырья). Если такое решение принимается, передумать и вернуться в будущем к закупкам марки Urals производитель уже не может, поскольку опять придется перенастраивать техпроцесс.

Соответственно, если русская нефть уходит из Европы, она уходит оттуда навсегда. Отечественные «эксперды» крайне неохотно говорят о происходящем крахе нефтяного вяличия, а если говорят, то обычно отделываются общими фразами о «негативных тенденциях на сырьевых рынках». А вот украинские экономисты сладострастно ковыряют ржавым гвоздем в гнойных болячках Московии, дотошно подсчитывая, как текущие убытки запоребриковых, так и упущенную выгоду. Даже если сделать поправку на то, что они порой чересчур нагнетают, выдавая желаемое за действительное, картина выглядит просто безнадежно :

«Поставки саудовской нефти в Европу в начале апреля через порт Роттердама выросли почти вдвое до 1,42 млн тонн, а российские рухнули на 41% до 935 тыс. тонн. А Польша практически полностью отказалась от российской нефти, отдав предпочтение саудовской. Поставки последней в страну увеличились с 398 тыс до 500 тыс тонн «черного золота». Эксперты считают, что в апреле общий объем поставок саудовской нефти в Европу достигнет рекордных за последние 4 года показателей — около 29 млн баррелей.

А тем временем Эр-Рияд продолжает демпинговать, вытесняя РФ с рынка. Несмотря на сделку ОПЕК+ и сокращение добычи, саудиты увеличили скидку на сорт Arab Extra Light с $5,8 до $10,3 за баррель, а на Arab Light с $8,6 до $10,3 за баррель. Примечательно, что Саудовская Аравия выбивает РФ не только из европейского рынка, но и азиатского. И российским производителям бороться за эти рынки очень трудно, так как из-за катастрофического падения цен добыча стала убыточной. Так, в середине прошлой недели каждый баррель, проданный через Приморск, приносил более $8 убытка за каждый баррель, а через Новороссийск — чуть менее $7 за баррель. Кремль уже анонсировал снижение в мае экспортной пошлина до $6,8 за баррель. Однако, считают эксперты, выйти в прибыль российским производителям не удастся».

Удастся или не удастся выйти в прибыль нефтяникам – лично для вас не имеет ни малейшего значения. Дело в том, что из-за особенностей российской системы налогообложения, какой бы высокой ни была цена нефти, оператор добычи получает маржу, как будто нефть стоит, грубо говоря, 25-40 баксов за бочку. Нефть дорожает – увеличивается долговая нагрузка. $25 за баррель черной жижи – это так называемая цена отсечения. Нефтяникам становится невыгодно ее добывать, поскольку издержки съедают всю маржу, и государство в этом случае вынуждено отказываться от своей доли, обнуляя налоги, что позволяет выжить отрасли ценой заморозки инвестпроектов. Но за счет чего тогда получат зарплаты росгвардейцы, учителя и прочий служилый и тягловый люд? Ведь нефтезависимость бюджета РФ никто не отменял.

Стоит упомянуть еще и о таком неприятном аспекте, который официальная пропаганда старательно замыливает. Биржевые цены и реальная цена поставочных контрактов – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Сегодняшней ночью наблюдалось нечто удивительное – в моменте нефть Urals котировалась на сотые доли процента выше эталонного Brent. Но это же не значит, что НПЗ в Германии и Румынии покупают российскую нефть по 40 бакинских. Биржеваая цена – всего лишь ориентир, а цена поставки определяется дисконтом, который предлагают поставщики. Если в марте саудиты выставили цены в $9-12 за баррель, то заключенные тогда контракты исполняются сейчас именно на этих условиях. Российским трейдерам приходится идти на сопоставимые уступки. Кто и по каким ценам барыжит черной жижей, не сообщается, но, когда выйдет статистика ФНС за второй квартал, мы можем прикинуть, по какой цене в среднем поставлялась за рубеж нефть в апреле-июне. Вполне может статься, что Deutsche Bank, посчитавший, что Россия протянет всего два года, отдавая бочонок нефти за 15 зеленых бумажек, спрогнозировал исходные данные близко к истине.

Теперь переходим к самому страшному. Экономика РФ имеет крайне примитивную структуру, которая с годами все более архаизируется. Образно мы можем ее представить, как бассейн, в который по одной трубе вода втекает, по другой – вытекает. Первая труба обеспечивает приток нефтедолларов. По второй эти нефтедоллары утекают за рубеж, обеспечивая наполнение потребительского рынка импортными товарами. На самом деле все значительно сложнее, но для понимания общей картины стоит иметь в виду эту схему. Теперь давайте взглянем на этот очень наглядный график, отображающий структуру экспоррта/импорта РФ в 2019 г.

На первый взгляд ситуация выглядит просто супероптимистично. Учитывая, что положительное сальдо внешней торговли составляет внушительные $179 млрд, можно сделать совершенно ошибочный вывод, что базовая формула российской экономики «экспорт сырья в обмен на ширпотреб» будет реализована даже если доходы от экспорта углеводородов упадут втрое. Ну, да, накопления в ФНБ наращивать не получится, но на потребительском рынке это не скажется. Боюсь, мне придется вас расстроить. Во-первых, реальный объем экспорта ниже, потому что, например, экспорт вооружения является торговой сделкой только на бумаге. В реальности Российская Федерация выдает кредит всяким макакам в дружественных диктаторских бантустанах, чтобы те «купили» у нее оружие, после чего кредит списывается.

Вы же не рассчитываете, что террорист Хафтар в Ливии заплатит вам за те зенитно-ракетные комплексы, которые там в промышленных масштабах жгут турки своими ударными беспилотниками? И Асад, один из крупнейших «покупателей» российского оружия, мягко говоря, неплатежеспособен. Точно так же ЛуганДония ни гроша не заплатит «военторгу» за танки и эшелоны снарядов. В прошлом году засекреченные статьи экспорта, куда всяким блогерам-русофобам нос совать не велено, составили $54 млрд. Позволю себе предположить, что 80% этой суммы – безвозмездная накачка ресурсами всякого рода террористов и прочих борцов за русский мир.

Но не потребительским рынком единым, как говорится. Слыхали про утечку капитала? В 2008-2018 гг. в среднем из РФ утекало 73 миллиарда зелененьких ежегодно. В прошлом году ЦБ официально зафиксировал вывод из страны частным сектором 26,7 миллиардов баксов. Но это только то, что он увидел. Обслуживание внешних долгов, которые Рассиюшка хапала в тучные годы, а отдает в голодные, тоже стоит немало. Кудрин признается, что только проценты по кредитам съели в 2019 г. триллион рублей – что-то около $15 млрд. Эти деньги так же не попадают на потребительский рынок и не инвестируются в основной капитал. Прибавим к ним многомиллиардные штрафы, которые Газпром платит то Украине, то Польше.

Наконец, не стоит забывать о том, что смысл существования РФ – присвоение элиткой как можно большей доли национального дохода. Воровство, проще говоря. Ворам приходится прятать большую часть наворованного за рубежом. Дома, даже если ты полковник ФСБ, никаких гарантий нет – придут злые дяди в масках и выгребут из-под кровати коробки с миллиардами. То есть проще всего разворовывать непосредственно экспортные доходы. Газ продали за доллары, скажем, в Германию, сумма сделки отражается во внешнеторговом балансе, но физически в РФ поступила лишь часть выручки. Часть ее оседает на банковских счетах в Люксембурге, где находится штаб-квартира «Газпрома», а потом либо списывается на операционные расходы, либо прожигается на бессмысленных мегастройках. Если деньги не поступают в страну, то потратить на закупку импорта их и не получится.

То есть фактически эти $179 млрд положительного сальдо внешней торговли за исключением тех денег, что откладываются в резервную заначку, существуют лишь на бумаге. В противном случае не понятно, на кой правительство наращивает госдолг, имея такие объемы положительного денежного потока. Рассиюшка проедает все, что реально получает, все больше занимает, и все равно беднеет уже седьмой год подряд. Теперь попробуйте самостоятельно поразмыслить о том, что случится с экономикой, если из-за уже произошедшего краха нефтегазового экспорта РФ потеряет минимум (это еще очень-очень оптимистический вариант) 50% выручки от продажи углеводородов, то есть 130 миллиардов. Вариантов немного, и все они плохие:

1. Взять в долг десятки миллиардов долларов и закрыть кассовый разрыв.

   2. Продержаться за счет накопленных резервов.

   3. Секвестировать бюджетные расходы и инвестиции.

   4. Финансировать госрасходы за счет эмиссии.

   5. Сократить импорт.

   6. Девальвировать рубль, переложив  всю тяжесть кризиса непосредственно на потребителя и производителя, ориентированного на внутренний спрос (экспортеры при этом выиграют).

В долг РФ сейчас, разумеется, никто не даст. Во-первых, санкции. Во-вторых, это не решает проблему, а лишь отодвигает развязку. Распечатать кубышку – вариант логичный, но совершенно нереальный, что я подробно ранее разжевывал. Но даже если представить немыслимое, что резервные фонды будут использованы для того, чтобы пережить период низких нефтяных цен, как это было сделано в 2008-2009 гг., возникает вопрос: кризис закончился, цены отрасли – что это дает РФ, необратимо потерявшей рынки сбыта в Европе? Фактически путинская энергетическая свердержава деградировала до статуса регулятора баланса. Если у рынка возникают потребности в дополнительных объемах энергоносителей – то да, так и быть, у русских купят. А если спрос остается неизменным, то, извините ребята, ваши нефть и газ лишние. Не имеет значения, сколько стоит баррель, если ты не можешь его продать.

Следовательно, второй вариант – это не вариант, а та же отсрочка краха (на пару лет, как считают аналитики Deutsche Bank). После этого придется идти по миру с протянутой рукой. Но никто не подаст, если РФ не вернет Крым, а она его не вернет при нынешнем режиме. Потому остается затягивать пояса. Вопрос – кому? Вы можете себе представить, что правительство сокращает госрасходы, траты на войну в Сирии, режет втрое бюрократический аппарат, сворачивает в пять раз военный бюджет и распускает Росгвардию? Что угодно, только не это! Точно так же нереально прекращение распильных проектов, обогащающих дружков ботоксного упырька. Если не воровать – то зачем вообще жить?

Путем исключения приходим к тому, что придется включать печатный станок и наполнять рынок массой ничем не обеспеченных денег, что вызовет инфляцию в духе начала 90-х. Либо исходящий поток валюты будет жестко приведен в соответствие с объемами экспортной выручки путем сокращения доходов населения, что означает резкий обвал потребления, удовлетворяемого за счет импорта. Или рубль будет девальвирован, что имеет итогом ровно тот же результат – схлапывание потребительского рынка. На самом деле варианты 4-5-6 – это один вариант, имеющий целью снизить ваше потребление. А каково будет соотношение перечисленных инструментов – не так уж и важно.

Вот, например, в марте-апреле рубль устоял, а в мае даже чуток отыграл утраченные позиции за счет того, что резко просел импорт из-за обрушения доходов населения из-за режима «самоизоляции». Ну, и много ли у вас радости от того, что рубль укрепляется к доллару, если этих рублей вы ровно ноль заработали? И наоборот, если вы сохранили работу, но доллар взлетел до 200 целковых, потому что в условиях усыхания экспортных доходов вы получаете зарплату ничем не обеспеченными рублями – результат все равно будет примерно тем же. Фундаментальных причин для восстановления экономики РФ нет даже при самом хорошем раскладе, когда мировая экономика, а вслед за ней и нефтяные цены восстановятся в течении двух лет.

Если попробовать прикинуть, сколько потеряет каждый из вас, то просто разделите $130 млрд выпадающих экспортных нефтегазовых доходов на 146 миллионов поголовья. Вроде бы не так уж и страшно поучается – потери составят порядка 5,2 тыс. руб. в месяц на душу. Ага, а теперь представьте, что старики, тратящие на еду половину пенсии, лишились трети доходов. Не будем сейчас говорить о социальных или политических последствиях этой «диеты». Чисто физиологическе последствия можно выразить таким сравнением: страна превратится в Бухенвальд не только по духу, но и по виду обитателей духовноскрепного барака.

Работающему населению тоже не позавидуешь. В прошлом посте я объяснил, что выпадающие доходы не приводят к пропорциональному сокращению расходов домохозяйств. Обязательные платежи – коммуналка, аренда жилья, погашение кредита, транспорт и т.д.) останутся прежними (скажите спасибо Вове, если не вырастут!), и потому сокращать придется именно потребление. Забудьте о мясе, радуйтесь мясосодержащему продукту. Отпуск – только на даче кверху задницей над грядкой. Хотите айфон? Ну, на «Авито» вполне можно найти не сильно задроченный аппаратик 5-летней выдержки (или подержанности?).

Думаете, что беднеть вы начнете через два года, которые, как считают эксперты, Россия сможет продержаться за счет накопленных в тучные годы резервов? Ой, зря! Пора осознать, что вы – это и есть тот резерв, утилизируя который, правящий режим рассчитывает «ночь простоять, да день продержаться». Что любопытно, никто точно не знает, насколько россиянцы готовы еще беднеть, но терпеть. Одно могу сказать точно – на закручивание политических гаек, ужесточение режима в QR-концлагере реакции со стороны скрепных холопов ждать не приходится. Когда их лупят розгами – будут ойкать, пукать, но терпеть. На то они и терпилы. Терпильство вознаграждается. Но если увеличение количества получаемых плетей будет происходить одновременно с уменьшением пайки… Вот тут уже будьте уверены – последствия будут носить весьма бурный политический характер (Продолжение следует).

https://kungurov.livejournal.com/269855.html

Exit mobile version