Искать в истории параллели — занятие не особо умное, но забавное.
Возвращение Навального в Россию — несомненно, акт высокого гражданского мужества, но сомнительной разумности.
Возвращался ведь, отчетливо понимая — либо убьют, либо посадят в тюрьму. Посадили. Помилование не светит. Причем посадили по целиком сфабрикованному делу (подтверждено ЕСПЧ) — то есть
реально не смогли накопать на него серьезного криминального компромата.
А для усиления эффекта идиотизма — приляпали ему еще и суд по поводу оскорбления ветерана — и присудили 850 тысяч рублей штрафа, из которых собственно оскорбленный ветеран не получит (кто бы сомневался) ни копейки.
Но тем не менее. Явно же был в этом «возвращении в пломбированном вагоне» какой–то смысл, некий план, сценарий.
На что рассчитывал Навальный и его советники?
Что будут массовые демонстрации — они и были и есть, и, наверное, будут еще — но власть под требования митингующих не прогнется, это очевидно было. Да им и незачем.
Целевая аудитория Навального, — вероятно, 5–10% населения РФ, способное его поддержать. Но практического смысла в этих «походах потерпевших за пиздюлями» — нету никакого.
Может быть, это желание в горниле репрессий и демонстраций сформировать полноценную революционную партию?
Но у нее нет ни программы, ни идеологии, что, в общем–то, даже странно — ПРОТИВ ЧЕГО демонстрируют — понятно. но ЗА ЧТО?
Нет реалистическизх целей. Идея «перевоспитать власть» или «перевоспитать конформистское население» своим примером? Больше вопросов, чем ответов.
Нет революционной семантики, нет речевок, нет узнаваемых знаковых систем, нет гимна, революционных песен, нет даже лозунгов типа «земля–крестьянам, мир–народам, фабрики–рабочим».
Есть негатив — Путин–Вор, Партия Жуликов и Воров и т.д. Позитивной программы — нет. «Умное голосование» — наверное хорошая штука, но не в российскизх реалиях, где любые выборы — чистая фикция.
Мне представляется, что Навальный купился на рекомендации не очень умных советников, о том, что он как Мандела — сядет в тюрьму, все мировое сообщество (кстати, что это?) и весь российский народ его яростно поддержат, и Алексей Анатольевич выедет из узилища вот прям на белом осле,
в венчике их роз, и вот в таком вот виде заедет в Кремль, прямо в президентский бункер?
Честно сказать, «мировое сообщество» сильно подкачало — какие–то жалкие » санкции против причастных лиц » — в общем, показали жопу из за угла.
Рассмотрим предполагаемые сценарии.
Сценарий Манделы — всем хорош, но неприменим в этом случае. У Манделы была поддержка 90% населения ЮАР, и вообще всего черного континента. За ним реально стоял ОГРОМНЫЙ электорат. Плюс, конечно, санкции и давление «мировой прогрессивной общественности».
Но главное, у Манделы была позитивная программа: Все нахрен отнять у белых и «справедливо поделить» между черножопыми.
Это хороший, понятный массам лозунг.
Что из этого получилось — мы все понимаем, ага. Да ничего иного и получиться не могло.
Ну и кроме того, разумеется, за Манделой стояли боевые отряды, которым реально было нечего терять, спаянные племенной солидарностью и расовой ненавистью.
Сценарий Мартина Лютера КИнга иной, но и за ним — стояли четко определяемые по цвету кожи последователи, относительно компактно проживающие в одной местности, первоклассная пропаганда на основе христианского вероучения, и четко поставленная позитивная программа — требование равноправия.
Тоже сидел в тюрьме, но уж конечно, не за Ив Роше и прочие мелкие безобразия)))
Но самое главное за ним были люди, готовые с оружием в руках бороться за свои права.
Поп Гапон — фигура в истории России не особенно популярная, но довольно любопытная.
Гапон Георгий Аполлонович (настоящая фамилия Гапон–Новых) (1870—1906), священник, инициатор создания организации «Собрание русских фабрично–заводских рабочих Санкт–Петербурга».
Находясь под влиянием учения Л. Н. Толстого о непротивлении злу насилием, Гапон мечтал переустроить жизнь на разумных, нравственных основаниях. Выступая с проповедями в рабочих кварталах и занимаясь благотворительностью, он вскоре стал популярен среди народа. Гапоном был составлен и подан властям доклад с планом устройства работных домов и рабочих колоний, «долженствующих облегчить страдания нуждающихся».
Этим заинтересовался начальник Московского охранного отделения С. В. Зубатов.
По его предложению Гапон в 1903 г. создал организацию «Собрание русских фабрично–заводских рабочих Санкт–Петербурга», занимавшуюся просветительством и взаимопомощью.
Рабочий актив «Собрания», вопреки желанию организатора, предложил составить петицию (прошение) правительству, надеясь на улучшение своего положения. Гапон под нажимом рабочих согласился возглавить шествие народа к Зимнему дворцу. Расстрел мирной демонстрации 9 января 1905 г. (Кровавое воскресенье) стал началом первой русской революции. С помощью эсеров Гапону удалось бежать за границу.
В Лондоне он написал мемуары «История моей жизни» и там же дал эмиссарам царской полиции согласие сотрудничать с ними. За это ему разрешили вернуться в Россию. Здесь в 1906 г. по требованию департамента полиции Гапон попытался добиться от эсера П. Рутенберга выдачи членов «Боевой организации» социалистов–революционеров. Их встреча проходила 10 апреля 1906 г. на даче в Озерках близ Петербурга.
В соседней комнате были рабочие и эсеры, которые, убедившись в том, что Гапон провокатор, здесь же его судили и повесили.
А вот (фрагмент) ПРОГРАММА Попа Гапона:
«Рабочие должны объявить себя государством в буржуазном государстве, управляться собственным выборным правительством, издавать собственные законы, запастись собственными средствами — и материальными, и духовными. Мы не пойдём под начальство партий, мы будем самоуправляться, мы не будем ожидать чужой, всегда корыстной, денежной поддержки, мы образуем свой пролетарский фонд. Мы не отдадим своих детей в буржуазные школы. Мы заведём свои школы свободного разума. Мы будем единый союз рабочих, обладающий могуществом — и материальным, и духовным. И только тогда мы будем сильны…»
Конечно, многие скажут, что исторические параллели и поиск общих сценариев — занятие неосновательное.
Но внимательный и непредвзятый исследователь может увидеть, что Клио — исключительно ленивая муза.
Ей некогда, или лень сочинять новые сценарии, и она просто перелицовывает старые либретто на новый лад.