«Газпром» утратил монополию в Болгарии и Хорватии из-за TAP и СПГ
Подключение Сербии к «Турецкому потоку» не изменило расклада сил на газовом рынке Юго-Восточной Европы. Это сделали поставки газа из Азербайджана и СПГ-терминал у острова Крк.
Российская пропаганда из всех утюгов вещала о начале поставок газа по «Балканскому потоку», ставшему продолжением второй нитки газопровода «Турецкий поток.
Только она умолчала о том, что за несколько часов до этого, еще в последний день уходящего года, Болгария стала получать природный газ из Азербайджана по достроенному несколько недель назад Трансадриатическому газопроводу (TAP). Чтобы подчеркнуть значение этого события, болгарский премьер–министр Бойко Борисов посетил 1 января в селе Кулата на границе с Грецией компрессорную станцию, где заявил: «С сегодняшнего дня – полная диверсификация!». Тем самым он, по сути дела, провозгласил окончание монополии «Газпрома» на болгарском рынке
Третьим новогодним событием стало начало коммерческой эксплуатации нового плавучего терминала по приему сжиженного природного газа (СПГ) у острова Крк в Хорватии. Судно–регазификатор приняло танкер с американским СПГ и начало закачивать голубое топливо в национальную газотранспортную систему, соединенную с европейской. Так что Хорватия, которую до сих пор практически монопольно снабжал «Газпром», отныне сможет не только диверсифицировать своих поставщиков, но и выступать в роли экспортера газа, например, в Венгрию и в Украину.
Если начало коммерческой эксплуатации этого СПГ–терминала означает для «Газпрома» утрату монопольного положения в Хорватии и усиление конкуренции в Венгрии, то в результате пуска так называемого Южного газового коридора российский поставщик лишился монопольного положения в Болгарии и столкнется теперь с ростом конкуренции в Греции, а также Италии. Причем бороться в данном случае придется не со сжиженным газом из, предположим, Катара, Алжира или США, а с более выгодным трубопроводным газом из Азербайджана.
Мощность TAP – 10 млрд куб. м в год, из которых 8 млрд куб. м предназначены для главного покупателя азербайджанского газа в Евросоюзе, Италии. А ведь Италия является вторым по важности после Германии рынком «Газпрома» в ЕС, в 2019 году компания поставила в эту страну 22,1 млрд куб. м. Теоретически после ввода в действие Трансадриатического газопровода спрос на голубое топливо из России может снизиться примерно на треть.
Газпром постепенно теряет свои позиции в Юго–Восточной Европе. Объёмы сокращаются, конкуренция растет в следствии чего и падают цены. Но главная победа ещё впереди «только не через Украину» мы за ценой не постоим.
—
https://www.dw.com/ru/gazprom-utratil-monopoliju-v-bolgarii-i-horvatii/a-56127212
https://politota.d3.ru/eto-kogo-nado-gazovaia-pobeda-2097620/