Следы древнего атомного взрыва в Ливийской пустыне

1

Ливийская пустыня, расположенная в центре Северной Африки (на запад от Египта) является частью Сахары и выглядит как самая обыкновенная пустыня: песок, редкие оазисы и снова песок, песок, песок. Но только здесь, среди утомительных для путешественника барханов можно встретить очень странное вещество, которое ученые назвали ливийским стеклом.

Завод по производству бутылок?
Как ни странно, по сути это действительно стекло. Во всяком случае, выглядит оно так, будто на стекольном заводе произошла авария, и рабочие, вместо того, чтобы изготовить из полученного продукта бутылки для лимонада и другие необходимые в быту вещи, вынуждены были просто вылить расплавленный кварц на землю, где он и застыл, как ему заблагорассудится.
И теперь он лежит разбросанный по песку бесформенными кусками, отсвечивая под тропическим солнцем привычным нам всем зеленовато-желтым бутылочным цветом.

Кстати, версия о заводе вполне имеет право на существование. Ведь долгое время первенство в стекловарении приписывали соседнему Египту. К примеру, глазурованные стеклом фаянсовые плитки внутренних облицовок пирамиды Джоссера датируются XXVII веком до н. э. То есть, египтяне умели производить стекло пять тысяч лет назад. Почему бы не существовать профильному заводу?

А вот почему. И дело даже не в том, что трудно представить современное крупное предприятие посередине голодной пустыни. Тем более, что раньше здесь был вполне цветущий край. А все дело в том, что ливийскому стеклу не пять тысяч лет, и даже не 50 тысяч, а все сто!

Атомная бомба
Итак, кто мог сто тысяч лет назад небрежно «пролить» на территорию Ливии на площади, примерно, 150 на 30 километров сотни тонн расплавленного кварца? Никто – отвечают ученые. Во всяком случае, катаклизм здесь действительно произошел. Но не производственный, а, скорее, военно-космический. Просто над песчаными барханами взорвалось что-то такое мощное, что расплавило песок и превратило его в стекло. Как в штате Нью-Мексико, после испытания там американской атомной бомбы или как в Казахстане, на Семипалатинском полигоне, после испытания там советской атомной бомбы. Картина везде одинаковая: окружающий эпицентр взрыва песок обязательно превращается в стекло.

Замечаете, куда они клонят? Оказывается, сто тысяч лет назад на африканском, или каким он там был тогда континенте, произошла атомная война! Причем прошлась она не только по Ливии, но зацепила и Синайский полуостров, где были обнаружены оплавленные сверхвысокими температурами камни.

Атака из космоса
Другие ученые (а ученых сейчас очень много) утверждают, что все было почти так, но не совсем. Да – говорят они, были взрывы, были высокие температуры, плавился песок. Однако виноваты в этом катаклизме не атомные бомбы, а гости из космоса – метеоритные потоки, которые атаковали пустыню, взорвались над ней и превратили кварц в стекло.

Хорошо – отвечают им первые ученые, сторонники атомной бомбардировки. – А где тогда кратеры от этих метеоритных потоков? Где, собственно, остатки самих метеоритов? Ведь не могли же они все повзрываться не оставив никакого следа?

И тут доктор Фарук Эль-Баз с коллегами из Бостонского университета очень вовремя обнаруживают кратер диаметром 31 километр как раз на границе Ливии и Египта. Казалось, вот ответ на вопрос. Стало быть, во всем виновата «бомбардировка» метеоритами.

Нет, возражают «атомщики». Во-первых, кратер Кебиру (так его назвали) образовался десятки миллионов лет назад, то есть на порядок раньше появления на свет ливийского стекла. А во-вторых, он расположен за сотню километров от тех мест, где это стекло встречается. К тому же, если следовать утверждению, что в происхождении стекла виноваты метеориты, то почему его можно найти только на ограниченной площади? Или метеориты старательно обходили стороной все остальные занесенные песком участки планеты?

Новые открытия
Следствие зашло в тупик. «Атомщики» и сторонники «метеоритной» теории дружно отправились в барханы на поиски доказательств своих утверждений. И кое-что нашли.

Во-первых, выяснилось, что обнаруженное в одних и тех же местах ливийское стекло может иметь возраст как тысячи, так и сотни тысяч лет. То есть, появилось оно не одномоментно, а в результате периодических воздействий высоких температур с разбросом в тысячелетия. Во-вторых, французским исследователем Филиппом Пеллу в 2003 году в Сахаре была обнаружена целая сотня кратеров, покрывающих поверхность более пяти тысяч километров. Изучение кратеров показало, что они как раз появились буквально в одно и то же время в результате самой массовой в истории нашей планеты метеоритной бомбардировки. Правда, случился этот катаклизм 50 миллионов лет назад. Кроме того, тщательное изучение химического состава самого стекла выявило в нем следы метеоритных компонентов.

Казалось, все три открытия льют воду на мельницу сторонников метеоритной теории. Тут тебе и кратеры, и частицы метеорита в стекле и разброс по времени – не мог же кто-то сбрасывать атомные бомбы на Ливийскую пустыню бомбить с такой завидной регулярностью.

Но «атомщики» тоже не лыком шиты. Разность в возрасте кусков ливийского стекла они объяснили воздействием, собственно, радиации, которая просто «состарила» разные его куски по-разному. Микроскопическое содержание метеоритных элементов – а где их нет? Землю «бомбят» из космоса уже не один миллион лет, так что эти элементы встречаются почти повсеместно.

Что касается кратеров – вот если бы их было поменьше, да в самом центре «стеклянной» территории, тогда – да, аргумент. А так получается, что кратеры есть и их много, но все они где-то в стороне, а на том самом участке (напоминаем: 150 на 30 километров) где только и встречается ливийское стекло, никаких кратеров не обнаружено.

Смертоносные лучи урея
Когда наука бессильна, остается обратиться к мифам. Итак, самый известный миф, рожденный в Фивах (так греки называли столицу Верхнего Египта) рассказывает нам следующее.

Когда-то бог Ра создал мир и людей. Мир был лучше, чем сейчас, а вот люди, судя по тому, что произошло дальше, мало чем отличались от нас. Ра руководил ими до своей старости, возможно, вполне мудро и справедливо, но когда он стал совсем немощным, люди взбунтовались, и решили свергнуть своего правителя. Собрали войско и пошли на штурм дворца.

Однако все оказалось не так просто. Ра хотя и был стар, но еще не в маразме, а потому раскрыл заговор еще до того, как восставшие добрались до его жилища. Он собрал других богов и спросил у них совета: стоит ли ему уничтожить бунтовщиков? На что те ответили, что тут и раздумывать нечего. И тогда Ра поднялся на стену и направил на армию людей свой Глаз-Солнце, из которого полились испепеляющие лучи урея (вот оно!).

Уреем египтяне так называют солнечное око в виде кобры, которое часто присутствует на головных уборах фараонов. Очевидно, эта мода пошла от Ра.

Казалось бы, тут и сказке конец. Солнечное око выжигало песок там, где как показалось подслеповатому Ра, стояла армия людей, превращая его в стекло. Но – все мимо! Люди воспользовались этим промахом, разделились на мелкие отряды и спрятались за скалами…

На этом мы закончим повесть. Нас ведь интересовало только солнечное око. А что касается людей, то боги их все-таки победили, но другим, не менее кровавым способом. А превращенный в стекло песок Ливийской пустыни так остался лежать там, где Ра дал бунтовщикам первый, и не самый удачный бой.

АнонимусЪ